суббота, сентября 29, 2007

Почему я пишу безграмотно?

меня сильно угнетает ситуация с русским языком: после десятилетнего обучения человек так и не может быть уверен в правильности написания того или иного слова, правильности его склонения, расстановки знаков препинания и т.п.

в чём причина?

а причина в гигантском количестве расплывчатых правил с тонной исключений и центнером исключений из исключений. когда-то люди просто писали как считали правильным - каждый по своему. потом пришёл добрый дядя и на основе этого разнобоя составил свод правил (по истине - великий труд). но язык продолжает естественную эволюцию, а правила как застыли когда-то - так и стоят.

для чего сущетвует язык и письмо в частности?

чтобы передавать информацию от одного человека к другому. чтобы происходило как можно меньше искажений требуются простые и однозначные правила кодирования и декодирования. да, ни один человек не будет писать чётко по таким правилам - благодаря избыточности у него есть свобода проявить своё творчество, но не надо творчество одного человека или компиляции из трудов группы авторитетных людей возводить в ранг правил.

ближе к делу...

есть простое и эффективное правило для трансформации голосовой информации в текстовую - "как слышытся - так и пишется". если следовать этому правилу при написании текста - восстановление звуков становится тривиальной задачей. мой респект в этом плане можно смело отдавать японцам которые изобрели кану, предназначенную исключительно для записи звуков как они слышатся, а не так как положено по каким-то там правилам. искуственные языки тоже стараются придерживаться этих правил, но из-за своей искуственности они, к сожалению, никогда не смогут вытеснить естественные, а было бы неплохо ^_^

почему произнося ЁЖЫК мы должны писать ЁЖИК? Ы - это какая-то недобуква, кою нельзя писать всуе?

почему произнося КАРАТЭ мы должны писать КАРАТЕ? что это за тупая калька с английского? Э - это тоже недобуква не достойная быть написанной?

а буквы Е, Ё, Ю, Я - зачем были введены, если они читаются не иначе как Э, О, У, А? да, отличие их в том, что после твёрдой согласной они делают её мягкой, а в остальных случаях читается, как ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. так почему бы не использовать для записи эту самую Й и мягкий знак (от которого всё-равно никуда не деться) для смягчения?

меня также убивает обращение к человеку во множественном числе ("вы соизволили.."). некоторые даже пишут местоимение при этом с большой буквы, подчёркивая свою безграмотность. оправдывают они это обычно "уважением к собеседнику", не проявляя оного ни коим образом кроме упомянутой формальности. меня часто обвиняют в неуважении по причине употребления местоимение единственного числа ("ты") при общении с конкретным человеком. некоторые даже требуют обращаться к ним во множественном числе, как буд-то у них расщепление личности или ещё какая душевная болезнь. такие перцы у меня не вызывают никакого уважения, ибо они не читают текст сообщения, не пытаются понять смысл, а просто смотрят на формальный признак "употребляет 'ты' - значит не уважает" и всё. тем более гупо выглядят их фразы типа "я к Вам на Вы, б*я".

подведу итог: по принцыпиальным соображениям я использую местоимение "ты", это никак не связанно со степенью уважения собеседника (что проявляется прежде всего по смыслу текста); также я пишу Э, Ы и другие "недобуквы"там где они чётко слышатся; от Е, Ё, Я и Ю я не отказываюсь, ибо это вызовет серьёзные трудости восприятия написанного мной текста обычными ("непросветлёнными" ^_^) людьми, более того, я употребляю и Ё, ибо Е ни коим образом не способна её заменить.

ps: некоторые "помешанные типографы" не просто ратуют за соблюдение всех правил руского языка, но ещё и считают принципиальной разницу между тире и дефисом, а также между симметричными кавычками-лапками и ассиметричными ёлочками, не смотря на то, что текст воспринимается читателем одинаково хорошо. в вэбе свои правила типографии - пора бы уже с этим смириться.

8 комментариев:

Анонимный комментирует...

Проблема в том, что люди слышат и произносят слова по-разному. А поэтому если не невилировать правописание, то придется внедрять правила произношения, что несомненно более ресурсоемко.

Как вариант - не вводить никаких правил, кто как хочет, то так и пишет. Но это попахивает анархией и подрывом социального строя.

Dark-Demon комментирует...

а почему люди могут говорить по разному и это никого не смущает, а вот писать нужно всем одинаково, причём так, как никто не говорит?
не, я понимаю - есть всякие чередующиеся а/о - для них нужны правила, которые должны быть максимально простыми и отражать в большинстве случаев реальное звучание. но я категорически против приколов типа "КАРАТЕ", когда на конце чётко и всеми произносится Э, а пишется почему-то Е.

Dark-Demon комментирует...

кстати, в школах лучше бы учили правильному произношению, чтобы небыло потом "черномырдинок" ^_^

Анонимный комментирует...

=) (не о "языках и правилах написания", а вообще):

Автор статьи может явно сойти за возомнившего из себя, поросшего комплексами, человека, пытающегося утвердиться отрицанием человеческих правил и этических форм (и норм) общения. Я уверен, что из двух утверждений (1 - "Все, что не разрешено - запрещено", 2 - "Все, что не запрещено - разрешено") Вы выберите второе. А ведь этот путь явно ведет к тому, что рамки между дозволенным и "нет" будут очень размыты (а потом и вовсе исчезнут). Это явный путь анархии и как следствие - деградации и самоуничтожения. =) И это не о "языках" речь (и в частности не об этой статье). Помните, что безумец говорит, что люди его не знают (да-да, правильно, мудрец говорит, что он не знает людей). Так вот подобных идеологов, считающих свои мысли единственно верными (ну и, естественно, все вокруг - идиоты, ограниченные правилами) - было очень много и основной их проблемой было то, что свою энергию и потенциал они направляли не в то русло. Ко мне можно обращаться на "Вы" и на "ты" - в любом случае, я буду обращаться к Вам так, как Вы обратитесь ко мне. Однако, всегда помните, "с волками жить - по-волчьи выть" (ну или как вариант - "в чужой монастырь со своим уставом не лезь"). Вы же делаете элементарное - просто разрываете интерфейс! Чтобы общаться (или спорить) нужно сначала оговорить интерфейс общения (спора) - т.е. то, с чем обе стороны согласны ("Вы"/"ты" сюда тоже входит) и только потом начинать дискутировать. Честно, признаться, мне тоже симпатизирует более раскрепощенный и компанейский стиль общения, но, если я оказался на форуме, где все общаются на Вы, я... как бы это Вам сказать.. воспитанный человек (уловили? что, серьезно? невероятно! =)) и не буду разрушать атмосферу и правила этого "города".

Поэтому, мой Вам совет (Вы конечно, можете засунуть его в жопу - дело Ваше ;)) - не мните из себя поперечника, который щас всем покажет как и что нужно делать (ну и, опять же, - все остальные вокруг - ограниченные правилами и нормами, ничего не понимающие в жизни, идиоты ) - было таких много, успокойтесь, Вы уже не первый (да не расстраивайтесь Вы, подумаешь, не первый, ну велосипед изобрел еще раз ;)) =). Чтобы люди Вас знали и понимали, научитесь понимать и знать людей сначала. Ведь дело не в Вы/ты - дело намного глубже - в размытии рамок дозволенного и нарушении интерфейса, выдавая свой интерфейс - за "просветленный и истинный" =) Дело - в плевании на моральные принципы и нормы людей, с которыми Вы общаетесь. К чему это приведет я уже написал.

Я желаю Вам удачи.

P.S.: а по поводу "я к Вам на Вы, б*я" - так это всего лишь сарказм был =)

Dark-Demon комментирует...

этап отрицания я уже давно прошёл. сейчас я нахожусь на этапе критического мышления. я не вижу ничего плохого в том, чтобы не идти смирно за задом впереди идущего, а попытаться поднять голову и оглянуться, как следует рассмотреть текущую ситуацию и-таки уточнить куда же мы идём.

пока я не вижу развития - только стагнацию. причём как застыли когда-то на совершенно невменяемых правилах, так там и стоим. и каждое поколение вынуждено ходить по разбросанным нами костылям.

а виной всему лень. лень думать. лень развиваться. лень даже выбирать за чьим задом идти.

по поводу "всё, что не запрещено, то разрешено" - это право гарантировано мне конституцией рф и международной конвенцией по правам человека. тем и отличается свободный челоке от раба, что свободный волен делать то, что хочет, если это не ущемляет права другого человека.

Анонимный комментирует...

тем более гупо выглядят их фразы типа "я к Вам на Вы, б*я".
+1000

Многие "помешанные" на правилах меня тоже бесят. Смысл сообщения чаще всего никак не меняется если написать его не правильно. Я вот вообще не умею писать правильно по русски (просто к школе халатно относился) однако то что я пишу люди понимают...

(исключение это классические "казнить нельзя помиловать" но в реальной речи такие случаи когда запятая или буква изменит смысл очень и очень редки)

Анонимный комментирует...

Извиняюсь, есть предложение пойти по другому пути.

Анонимный комментирует...

Некоторые правила, действительно, пора исключить, не все, конечно... И словарь орфографический поправить. Мы же когда-то очи стали называть глазами. Сегодня столько новых слов, что пенсионеры не могут молодежь понять... Мне-то хорошо, я гуглю. А они как?